Речь в нашей жизни в первую очередь- это средство для социальных контактов, обмен информацией, воздействия на чувства и поведение собеседника. Дошкольниками активно осваиваются все эти направления. Однако - главная роль в общении четырех - пятилетних детей отводится диалогу. Особое значение диалога имеет в разговоре со сверстниками. Именно здесь дети по – настоящему чувствуют себя равными, свободными и раскованными. В диалоге приходиться ориентироваться на особенности собеседника, учитывать его возможности, знания, настроение. Диалоги в среде сверстников возникают спонтанно, темы выбираются произвольно, часто они зависят от возникающей ситуации, их трудно ограничить какими- то рамками, целями и задачами. И, тем не менее, как показывает педагогическая практика, диалогу необходимо учить.
Один из важных моментов в диалоге – это умение правильно составить вопросительное предложение. Если проанализировать общение взрослого и ребенка, то, как правило, вопросы задает взрослый, а ребенок дает ответы. Хорошо использовать в такой работе ТРИЗ технологию, при помощи которой ребенка научиться составлять и задавать вопросы, а, следовательно, брать на себя ведущую роль в диалоге. Кроме того эти игры развивают логическое мышление, речь, память, обогащают словарный запас.
Особую роль в развитии диалога имеет сюжетно – ролевая игра
Предложите ребенку стать воспитателем или учителем, подберите группу воспитанников – игрушек. Сами возьмите на себя роли этих учеников. Среди них должны быть прилежные и внимательные, а также вертуны и шалуны. Заранее познакомьте ребенка с содержанием сказки и обсудите текст. Игра станет успешной лишь в том случае, если ребенок сам хорошо запомнит сказку. А через некоторое время организуйте урок с игрушками. Пусть ребенок, исполняющий роль воспитателя, проверит – кто как запомнил содержание этой сказки. На первых порах подсказывайте маленькому «педагогу» содержание вопросов. Постепенно ребенок разыграется, станет подбирать их самостоятельно и, наверняка, будет комментировать ответы.