|
||||||||
|
| |||||||
"Сабантуй". Познавательно-развлекательное мероприятие в подготовительной к школе группеТатарский праздник "Сабантуй" (организованная образовательная деятельность в подготовительной группе) составитель: Саляхиева И.Р. Образовательные задачи: 1. Знакомить детей с разными народами, населяющими нашу страну. 2. Учить детей уважать культуру, отличную от их собственной. 3. Познакомить детей с традициями, обычаями, с художественно-прикладными видами деятельности татар (вышивание, изготовление ювелирных украшений, пошив обуви, одежды). 4. Дать представление о татарском национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника. 5. Продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов России: с татарским национальным костюмом и с татарскими народными играми.
Развивающие задачи: 1. Способствовать развитию эстетического вкуса и формированию восприятия прекрасного. 2. Развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиции народов, населяющих территорию России. 3. Формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории, приобщать их к истокам культуры и народного творчества разных народов, разного этического происхождения. 4. Обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Предварительная работа: – рассматривание тканей разной текстуры: атлас, бархат, парча (в свободной деятельности по ручному труду); – беседа о прошедших праздниках «Масленица», «Пасха» (христианские праздники), «Вороний день» (ненецкий национальный праздник); – рассматривание иллюстраций о праздниках; – подготовка с детьми сообщений «Обряд приготовления каши»; «Национальная обувь»; – рассматривание кулинарных книг с иллюстрациями национальных блюд; – подвижные игры народов России; – рассматривание иллюстраций об орудиях труда (плуг).
Словарная работа: тюбетейка, камзол, калфак, сабантуй, плуг.
Активизация словаря: атлас, бархат, парча.
Материалы и оборудование: - тюбетейка; шест с подарками (платки, полотенца с национальным орнаментом); - деревянные ложки; - теннисные шары.
Музыкальный ряд: 1.Татарская плясовая; 2.«Молодежная плясовая» – «Яшьлэр биюэ» в исполнении Рустама Валиева.
Ход занятия: Звучит татарская плясовая музыка. Дети входят в зал. – Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы знаете? (Новый год, 8 марта – праздник всех женщин, День защитника Отечества). – Правильно. В эти праздники получают поздравления все. А совсем недавно мы отмечали еще какой-то праздник с крашеными яйцами и вкусными куличами (это праздник Пасхи). – А с блинами вкусными да с чучелом зимы? (это широкая Масленица). – И Пасха, и Масленица – это христианские праздники. – А сегодня я хочу вас пригласить на татарский праздник. Называется он «Сабантуй».Давайте все вместе скажем «Сабантуй» (повторяют несколько раз вместе с воспитателем). – Кто-нибудь из вас слышал раньше это слово? Знаете ли вы, что это за праздник? Какие народы празднуют его? (возможны варианты ответов) – «Сабан» в переводе с тюркского языка «плуг», а «туй» – это «свадьба» или «торжество», «праздник». «Сабантуй»– это праздник плуга. – Вы не забыли, что такое плуг и для чего он нужен? (это орудие труда, он нужен для вспахивания земли). – «Сабантуй»– это праздник татарского народа, который живёт в Республике Татарстан. Похожие праздники есть у башкир и чувашей. Обычай этот имеет тысячелетнюю историю. В старину празднование сабантуя было большим событием. К нему долго готовились. Сабантуй состоял из нескольких обрядов, которые совершались ранней весной – от начала таяния снега до посева. С появлением первых проталинок собирались старики-аксакалы на сельский сход, или, как сейчас говорят, на собрание, и договаривались о сроках проведения сабантуя, выбирали место для праздника –майдан. – О следующем обряде подготовки сабантуя расскажет нам Маша. «Дети отправлялись по дворам, собирали крупу, молоко, масло. Затем выходили в поле и у воды (у речки или озера) из этих продуктов готовили кашу. Целый день дети веселились, играли в различные национальные игры, ели кашу. Так они задабривали духов плодородия и выражали свое почитание птице вороне». – Ребята, а каша эта так и называлась – «карга боткасы» или «воронья каша». – А какие еще народы в России поклоняются вороне? (у ненецкого народа есть праздник «Вороний день» - встреча весны на Севере). Физминутка – Я приглашаю вас всех выйти ко мне на лужайку. Давайте, мы тоже сварим «воронью кашу». Возьмем кастрюлю, нальем молока, насыпаем крупу, солим, размешиваем кашу хорошо, чтобы не пригорела. Кладем масло и опять размешиваем. (дети, имитируя движения, «варят» кашу). А пока каша варится на костре, побегаем по проталинке. А в это время прилетели вороны, поклевали кашу и улетели (дети имитируют движения). Вот и покормили ворон! (Дети садятся).
– Подготовка к сабантую начинали задолго до праздника – еще с осени. Долгими осенними и зимними вечерами молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья, обязательно приталенные, с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты: цветы, листочки, завитки. – Из бархата и парчи шили безрукавки –камзолы, украшали их аппликацией из кожи, цветной ткани. Повторите, пожалуйста, как называется безрукавка (камзол). – А что такое бархат и парча? (это ткани такие). – Голову каждой девушки украшал калфак – женский головной убор, расшитый бусинками, монетками, подвесками. Для женщин было еще обязательным покрывало поверх калфака – платок с вышивкой или расшитый, как и калфак. – Как называется женский головной убор? (калфак и покрывало – платок). – Женская одежда обязательно дополнялась украшениями из серебра – браслетами, подвесками для волос. – Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на национальную обувь татар. Как вы думаете, из чего она сшита? (возможные варианты ответов). – Да, она очень мягкая и удобная. А как её изготавливали, нам сейчас поведает Арина. «Одним из ремесел татар была выделка кожи. Из нее сапожники шили вот такие красивые сапоги, украшали их вышивкой, кожаной аппликацией, а затем продавали на ярмарках». – Называются такие сапожки – читек. Кто запомнил, как называются сапожки? (Читек - хоровое и индивидуальное проговаривание). – Для мужчин тоже готовили красивые национальные костюмы: прямые рубахи и длинные или короткие джиляны. Давайте, повторим все вместе «Джиляны» (повторяют несколько раз). Так называются татарские кафтаны из атласа, бархата и парчи, богато украшенные аппликацией. - Вам знакомо слово атлас? (Да, это ткань). – Обязательный элемент гардероба – это тюбетейка– мужской головной убор с вышитым национальным орнаментом. У меня в руках тюбетейка. Я приглашаю Севу, чтобы показать, как носили мужчины тюбетейку (демонстрация тюбетейки). – Как называется мужской головной убор? (тюбетейка). Следующий обряд сабантуя – это подготовка подарков. Всю зиму девушки и молодые женщины готовили подарки – шили рубашки, платья, ткали, вышивали платки и главный символ сабантуя – вышитые полотенца. Весной, за несколько дней до сабантуя, молодые парни – джигит– запрягали лошадей и по всей деревне собирали подарки: вышитые платки и полотенца, куски ткани, яйца. Привязывали подарки к длинному шесту и провозили этот шест по всей деревне, демонстрируя всем односельчанам творения рукодельниц. Сопровождались сборы эти песнями, шутками – прибаутками. (Показ шеста с подарками – платками и полотенцами с национальным орнаментом). – Давайте, мы тоже соберем свои подарки. (дети привязывают к шесту заранее приготовленные платочки). - Вот и настал день сабантуя. К майдану стал стекаться народ со всей округи: и стар, и мал: гармонисты, певцы, танцоры – поодиночке или целыми ансамблями. С хлебом, солью, с национальным блюдом – чак-чак встречают всех гостей. Слышите, зазвучала над майданом задорная плясовая. Аж ноги сами пустились плясать! И всех вас я приглашаю на этот весёлый танец! (Звучит татарская плясовая, дети танцуют). – Всё! Праздник Сабантуя начался! Аксакалы, своего рода Совет Сабантуя, назначают жюри для вручения подарков. Наступает кульминация праздника – состязание в меткости, в упорстве, в силе, ловкости.
– Вот самые меткие с завязанными глазами бьют горшки.
– А здесь самые ловкие и упорные по наклонному бревну идут к своему призу.
– А вот смелые пытаются определить, кто из них сильнее и перетянет канат с соперником!
Без мешка-то просто пробежать, вот попробуй обогнать всех в мешке! А состязание называется «бег в мешках».
Смотрите, там, на майдане, начинается главное состязание – курэш – татарский национальный вид борьбы. А вот и победитель! Ему и главный приз сабантуя – кудрявый барашек!
– А это бой с мешками с сеном. Так и пытаются сбить друг друга с бревна эти удалые мужчины. Кто усидит на бревне, тот и победитель! Тому и приз!
Самое зрелищное состязание – это конные скачки. Вот они, резвые, несутся изо всех сил к заветному для наездника подарку – к красивому вышитому полотенцу!
На самой верхушке этого гладкого столба – подарок. Но самое-то главное – залезть на этот столб! Это, братцы, не всякому по плечу!
– А сейчас представьте себе, что мы с вами тоже на сабантуе. А поиграем мы в игру «конные скачки». – А, ну, мальчики-наездники, становитесь в ряд. Я сейчас дам старт, а вы должны быстро пробежать дистанцию – добежать до своих стульчиков. Кто быстрее добежит, тот и победитель! (проводится игра «Конные скачки» – отдельно с мальчиками и девочкками). – Молодцы! – Ребята, на каком празднике мы сегодня побывали? (на сабантуе). – Вам понравилось? (ответы детей) – Какие игры вам понравились? (ответы детей). – Как называются женский и мужской головной убор? (тюбетейка и калфак). – Как называется женская безрукавка? (камзол). – А что такое джилян? (мужской кафтан). – Ну вот, уже и день прошел, солнце садится. Пора и нам в группу. (Звучит татарская музыка. Дети уходят в группу) | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |